Думаю, все мы искренне восхищаемся творениями мастеров-кондитеров, всей этой идеально гладкой глазурью, очаровательными картинками не хуже, чем у художников на бумаге, и тончайшим белым кружевным рисунком на пряниках. Можно даже посмотреть мастер-класс, как именно вся эта красота делается. И попробовать повторить. А потом вздыхать, что у тебя получилось что-то на уровне "детского сада номер Зайчик". Потому что между человеком, который делает рождественское печенье с глазурью раз в год, и профи, который занимается оформлением подобных вещей изо дня в день, лежит пропасть, и за один раз (или за раз в год, даже на протяжении многих лет), ее не заполнить. Тут вопрос даже не в том, что у нас не такая глазурь, не такие красители или не такие насадки. Просто большинство из нас - все-таки не художники. Мы не имеем того ощущения равновесия композиции, которым обладают художники, у нас элементарно не так натренирована рука. У меня, например, вообще нарушена координация правой, и я, по сути дела, не могу провести прямую линию, даже карандашом на бумаге. И моего глазомера не хватает на то, чтобы провести несколько параллельных линий с одинаковыми расстояниями друг от друга, или одинаковых кружочков. В общем, если я на бумаге не способна нарисовать аккуратный узор карандашом, то с чего вдруг я смогу нарисовать его на печенье с глазурью?
И все-таки, я из года в год делаю рождественское печенье с глазурью, и, как правило, довольно удачное. Просто я разработала для себя несколько приемов, которые позволяют даже относительно криворукому человеку рисовать пристойные узорчики, и вот именно ими я и собираюсь тут с вами поделиться.
Печенье под роспись возьмем песочное Звездочки. Все особенности и хитрости работы с тестом изложены в том рецепте.
Ну, только нарежем и выпечем мы разные фигурки из рождественского набора. Под роспись глазурью лучше брать крупные, а не мелкие. Вообще, я заранее выбираю, какая будет основная крупная фигурка для какого цвета. Ее делаю большее количество, а из остатков теста режу, что придется. Например, большими зелеными будут елки, большими розовыми - сердечки, большими желтыми - звезды, и т.д.
Белая глазурь для росписи должна быть очень густой. Я рекомендую чистую белковую - в смысле, на взбитом белке и сахарной пудре, без лимонного сока. Она дает высокий рельефный орнамент, не расплывается и не крошится, держит, извиняюсь за сравнение, как штукатурка. Для разноцветного фона пусть будет тоже белковая, но с незначительным количеством лимонного сока. Она так получается и вкуснее, и пожиже.
Базовую белую глазурь под разные цвета можно готовить одновременно, потом разлить ее на порции и покрасить. Глазурь, которой не пользуешься, следует держать под пленкой, причем лучше всего - положив пленку ровно на поверхность глазури.
Быстрее всего покрывать печенья глазурью у меня получается путем обмакивания печенья в фоновую глазурь. Розовыми будут большие и маленькие сердечки. Кстати, про порядок работы. Сначала красятся крупные фигурки, и только потом - мелкие. Думаю, понятно почему. Там, где на крупную глубины уже не будет хватать в силу особенностей донышка формы, мелких можно наделать еще ого-го сколько!
Зелеными большими будут елки, а маленькими - звездочки. Большую елку удобно держать при обмакивании в глазурь под верхние веточки. Извлекать из тарелки ее нужно по направлению с верхушки к стволу. Излишнюю глазурь удалить, стряхнув ее над тарелкой.
Голубыми печеньками будут полумесяцы и звезды разных калибров. Звездочки удобно держать за противоположные лучики. Вифлеемскую звезду держат за звездочку, вытягивают сначала "голову кометы", потом - "хвост".
Желтыми будут колокольчики и звезды разных калибров. Если на глазури на печеньках есть пузырики, их нужно проткнуть иголкой, пока глазурь еще влажная и текучая.
Всему печенью, покрытому фоновой глазурью, нужно дать высохнуть. Сколько времени это займет у вас, точно сказать не могу - это очень сильно зависит от глазури. Я стараюсь заниматься финальной росписью на следующий день после покрытия фона.
Итак, первое и, пожалуй, наиболее важное правило росписи печенья глазурью для неумех!
Не связывайтесь с симметричными орнаментами, старайтесь делать их как можно более асимметричными. Не связывайтесь с прямыми линиями и равными расстояниями. И тогда никто и никогда не поймет, что у вас просто что-то не получилось.
Мне лучше всего дается орнамент из завитков. Его можно начать в любой точке и расширять в любом направлении. Его дополнительный бонус: он удобен тем, что им, при желании, можно покрывать и какие-то дефекты базовой глазури. Показываю на примере печеньки, на которой остатки глазури со дна миски. Вот она без росписи.
Начали рисовать из той точки, которую обязательно нужно закрыть.
Поехали дальше.
Из каждого завитка можно нарисовать еще один завиток в другую сторону. В любую сторону, где есть свободная поверхность.
С каемочкой или без? На мой взгляд, каемочка придает изделию законченный вид. Даже если нет орнамента на всей поверхности. Часто я специально оставляю несколько печенек без орнамента, но с белой каймой по краю - они неплохо оживляют общий вид всей совокупности готовых изделий. К тому же, если вы видите, что у вас заканчивается белая глазурь, а яйца и пудры для новой под рукой нет - начинайте делать, кроме расписанных изделий, нерасписанные, но с каемкой - и никто ни о чем не догадается. ;)
Как рисовать каемочку? Внимательно посмотрите, где она находится у моих печенек. Не на верхней поверхности с отступом от края, а ровно на стыке верхней и боковой. Мне не провести линию так, чтобы у нее везде был одинаковый отступ от края изделия. А если эта линия будет выглядеть, как траектория движения пьяного при алкогольном тесте, это будет сразу заметно и некрасиво. Поэтому сажайте каемку ровно на угол, слегка поворачивая изделие. Туда она почему-то благополучно клеится сама. Мне удобно держать кондитерский мешочек по отношению к изделию под углом между двенадцатью часами и тремя (ну, или в первой координатной четверти, если кому математика ближе, чем циферблат обычных часов). Держа печеньку на пальцах левой руки, я кручу ее так, чтобы правая всегда находилась в удобном рабочем положении.
Где начинать и где заканчивать высаживать каемочку? Удобнее всего это делать не на прямой, а на углах. Особенно остро этот вопрос стоит при росписи звездочек.
Среди формочек для вырезания рождественского печения есть три, для которых мне никак не удается придумать стоящий орнамент из завитушек. Первая из них - "Вифлеемская звезда". Ну, вот, предлагаю пару идей, может, кому что понравится.
Вторая - "Колокольчик". При заполнении колокольчика орнаментом из завитков получается какая-то фигня непонятная, по крайней мере, сам на себя он получается уже непохож. Так что колокольчики лучше все-таки рисовать колокольчиками.
Третья - "Ангел". С ним я просто не связываюсь - лично у меня обычно получаются неуклюжие уродцы. Если очень хочется ангелов - посадите им кайму на край, и дело с концом!
Ну, и вот готовый результат. Непритязательно, но симпатично.
Да, бывает рождественское печенье с глазурью покрасивее и поаккуратнее, я не спорю. Однако мне просто кажется, что такое может сделать даже тот, кто делает печеньки в самый первый раз в своей жизни.
Счастливого вам наступающего Нового Года и Рождества!